В отзыве есть: Достопримечательности, Люди и обычаи, Бизнес, покупки, Личные впечатления, Транспорт и др. полезная информация
В желтой жаркой Африке, в центральной ее части,
Как-то вдруг, вне графика…
В.Высоцкий
Тунис… Как много в этом слове… Путевка приобретена аж в конце марта, заезд с 1 по 11 мая, отель «Эль Мюради Джерба Мензель», уровень 4 звезды, все включено (оный изучен в интернете заранее и конкретно туда жаждалось, ибо 33 гектара зеленой территории, пять бассейнов, три ресторана и шесть баров, плюс возможность пожить в местном бунгало вдохновляли донельзя), а местная тверская турфирма гарантирует и перелет и отель, документы подписаны – едем («…сказали старуха и дочь, едем отсюда немедленно прочь!» - в смысле нас было двое, правда, разнополых, и не состоящих в родственных отношениях). Дорога «Тверь-Москва» – проще простого, Внуково встречает суетой и прохладой, уже с улицы слышно, что чей-то рейс задерживается… Распростертые объятия представителя туроператора «Хелис-Тур» – не к ночи будь упомянут, и первый «сюрьпри-и-изз!». Не в отель «Эль Мюради Джерба Мензель» вы едете, граждане, а в «Кастиль», вам разве не сообщили?
- Нам – нет, а чего так вдруг?
- Дык, елы-палы, на Джербе нынче сборище ортодоксальных (или парадоксальных?) евреев, а там синагога имеется, в которой фрагменты настоящей Торы хранятся, и вышеуказанные евреи устраивают слет (Съезд? Конференцию? Сейшн?), наполняя собой окрестные отели, а нам, русским, приходится довольствоваться малым… Однако беспокоиться не надо, отель просто чудесный, все по высшему разряду, и находится рядышком с тем, куда вы хотели…
- Ну, вы, блин, даете…
И в предкушении нехорошего мы все же бредем в сторону проверочно-багажно-паспортных перспектив. Тут все традиционно – Ту204 компании КавМинВоды наполняется путем прохождения всеми пассажирами одного окна сдачи багажа, пять самолетов желающих улететь вталкивают свои тела в три рамки металлоисктелей, носки к осмотру, пачка сигарет вызывает звон детектора наравне с противотанковым орудием, недоверчивость и нелюдимость паспортного контроля (а вдруг я не заплатил налоги???) и дюти-фрити-нате. Курить низзя абсолютно нигде, поэтому курят во всех туалетах и иных закуточках промежуточной заграницы. Руление отечественного старикашки Туполева занимает изрядно больше времени, чем предполагали народные массы, но к 9.30 (вместо 8.30) шасси в последней судороге прощаются с бетоном Родины… В полете нам предложено все то же, аварийные выходы там же, и спасательные жилеты тоже никто не попользовал до нас. Наденьте маску сначала на себя, потом ищите ребенка.
Четыре часа двадцать минут полусонного пронзания воздушных просторов Украины, Словении, Венгрии и Италии изрядно утомляют, и даже бодро-веселящиеся потребители беспошлинного спиртного успевают мирно затихнуть в антиэргономичных креслах Тушки. Слезайте, граждане, приехали, конец – мы в Африке. Остров Джерба, конечная, просьба освободить салон.
Тут же потрясает осознание собственного величия – в огромном зале (а, по сути, комплексе) прибытия мы одни… Ленивая тишина, бесшумные кондиционеры, молчаливая таможня, деловито и улыбчиво штампующая (даром!) паспорта россиян… Внимательная и дружественная встречающая сторона «Каллипсо Тур», весьма оперативная посадка в автобусы…. Дамы и господа, добро пожаловать на жемчужину Средиземноморья, остров Джерба.
Новоявленные Робинзоны, сгруппированные в два больших и три маленьких автобуса, отправляются по отелям. Веселость стартовавшей во Внуково ситуации разрастается – четверо наших товарищей узнают о замене отеля только сейчас… Еще двоим предложено не ездить в отель, который как бы подтвержден, но как бы не готов их принять… За недоуменными возгласами, и недвусмысленными комментариями в адрес Хелис-Тура, а, за компанию, и Кллипсо-Тура, незаметно проходит пол-часа, несколько удачливых человек покидают наш автобус, отправившись все же в тот отель, который им и был предназначен. Остальные в наступившей тишине едут далее…
Еще пять минуток – и величественный парадный вход отеля «Кастиль» распахивает нам свои неавтоматические двери. Бонжур, мадам и месье (а никак не вылкам и не вилькоммен, тут говорят на французском, на крайняк – итальянское бонджорно, славяне), заполните карточки, и да поможет вам гид. Гидесса Ярослава из Астрахани разъясняет соотечественникам, что вписать надо имя, фамилию и дату прибытия, остальное никто не читает и не понимает. Стихийно назначается собрание обманутых вкладчиков в российско-тунисский турбизнес. Оперативная бригада персонала старательно обраслечивает прибывших, поскольку обед уже близится к завершению. Поскольку дальнейших разъяснений наша Славочка избегает, ссылаясь на занятость, и обещая все сказать на собрании, народ начинает, за неимением иных перспектив, разбредаться по номерам. А нумера оказываются несколько менее симпатичными, нежели ожидалось, размерами вполне достойными, но при этом с встроенной мэбэлью конца 60-х, белая краска по дереву, два шкафа под одежду, немеряных размеров кровать – опять же с деревянными белыми рассохшимися ножками…Ой, а где же холодильник? А где же пульт от телевизора (с кнопок не работает)? А где хоть одна милая сердцу тумбочка? Раздельный санузел радует недолго – звукоизоляции с соседями и с коридором нет ващще, шум Ниагары доступен всему населению отеля. Не раскладываясь содержимым багажа по номеру (надежда на переселение еще теплится), отправляемся на обед. Первое положительное впечатление – персонал вежлив и предусмотрителен, кухня изобильна донельзя и вполне европеизирована, по крайней мере, стремится к франко-итальянским мотивам.
Насытившиеся россияне приступают к осмотру доставшейся территории – и хорошо, что на сытый желудок, ибо земельные владения отеля оказываются ограничены шириной его главного и единственного корпуса, а расстояние до моря в 500-600 метров отнюдь не способствовало восторгам. Замена 33 гектаров на 1.5 , 5 бассейнов на 2, закрытый пляжный бар… Выход к морскому простору поставил последнюю точку – завал водорослей в метр высотой и в три шириной по всей протяженности обозримого побережья вверг в уныние даже неисправимых оптимистов… В связи с вышеперечисленным первый и единственный вопрос на повестке дня нашего собрания, быстро ставшего митингом, был «КАКОГО ХРЕНА?!?!?!?!?». Однако, дождавшись завершения выплеска эмоций, выслушав рулады ненормативной лексики из уст граждан нашей великой державы, гидесса Ярослава невозмутимо сообщила, что заданные вопросы находятся вне ее компетенции, принимающая сторона нас привезла в тот отель, который сторона отправляющая заказала, и все восторги и пожелания долгих лет жизни нам следует направить в адрес центрального офиса «Хелис-Тур» в г.Москва, РФ. Переговоры по мобильнику с руководительницей «Каллипсо» в Тунисе имели тот же результат, и, вдоволь накричавшись друг другу о своем недовольстве, руссо туристо стали отчаянно выходить на связь со столицей нашей Родины, позабыв о том, что Центр успешно отдыхает от трудов праведных как 1го, так и 2го, и 3го мая, и желает того же как Юстасу, так и Алексу. Следующий шквал звонков настиг друзей и родственников нашего коллектива, и таковые были призваны непременно устроить масштабный террористический акт в «Хелис-Туре», митинг на Красной площади и марш красных, синих и зеленых от злости по МКАД. На сумму, потраченную согражданами в ходе мобильно-международных переговоров, можно было бы купить отельчик неподалеку, но кто же считает деньги, когда речь идет о справедливости и национальной гордости?
Выяснив для себя ответ на первый из традиционных российских вопросов, кинутые товарищи и господа приступили к решению второго. А таковое оказалось простым – надо отдыхать, причем так, чтобы было мучительно больно каждой голове завтра утром. Бар вполне красноречиво располагал к наращиванию алкоголя в крови, и вскоре стресс сполз на «нет», а персонал отеля преисполнился уважением к русским, которые и в самом деле не только пъют все, что горит, но и быстро проникаются чувствами типа «Свобода, Равенство, Братство» к лицам всех национальностей и рас, утрачивая при этом любые языковые барьеры. Единственное недоумение и даже испуг вызвали заявления о том, что «же не манс па сис жур», после чего редкие немо-или-англоговорящие аборигены стали переспрашивать отдельных так-же-говорящих русских, правда ли это? В дальнейшем шутка сохранилась для посещения ресторана, но с указанием одного дня голодания. Жизнь налаживалась.
Второй день пребывания в Кастилле ознаменовался только лишь отдельными препирательствами некоторых юридически подкованных товарищей с гидкой, настойчивыми призывами к администрации отеля наладить хотя бы один русский телеканал, неприятным обнаружением правил пользования пляжными полотенцами (залог 10 динаров за каждое, плюс по динару в день плата за пользование), что, впрочем было избегнуто путем приобретения в ближайшем магазинчике полотенец по 12 динаров за штуку, качественных и гораздо превосходящих по размерам отельные.
Сразу же про деньги – 1.13 динара за доллар, 1.85 за евро. В среднем та же турецкая лира, для упрощения считали по 20 рублей за динар.
Далее пришла пора удивляться невероятным ценам местного туристического колорита. Причем удивление было как отрицательным, так и положительным. Например, прокат велосипеда за 15 динаров в день, или скуттера за 40 просто ошеломили, а расценки местных такси (0.5 динара за км, строго по счетчику) приятно порадовали. Россияне не избегли соблазна пуститься в местные экскурсии типа «Сказочный остров с осмотром фламинго, пиратскими танцами и купанием в открытом море», где фламинго, естественно, улетели ранее, пираты предлагали присоединиться к ним путем покупки бандан и футболок с черепами, и только прозрачность и температура воды возле дикого островка порадовали руссо туристо. С остальными достопримечательностями на Джербе было все просто – описание в интернете или путеводителе делишь на десять, то есть если красочные и загадочные пещеры – значит, дыра в скальном грунте и 30 кубометров пустоты и пыли, если уникальная синагога – то они, синагоги, и в других местах далеко не шедевры архитектуры и интерьера, и с нашими храмами рядом не стояли:-))). Замок в местном административном центре производит непонятное впечатление – кто и как мог в нем обороняиться больше часа? После Стамбула, кремлей и монастырей нашего Золотого Кольца, Изборска и Петропавловки…
Подошло время индивидуального отдыха и развлечений, тут оказалось все как и положено – аквабайки, парашюты, катера, закупка сувениров в расположенном неподалеку (3 динара на такси) поселке Медун – а тут русские бывали! Реакция продавцов всего, от гвоздя до бриллианта, однозначна – «они все смотрят, ничего не покупают!», а по нам – чего тут покупать- то? Футболочки от Дольче и Габбана с верблюдами, кофточки от Диора с надписью «Джерба» или «Тунисия» на груди, «старинное берберское» техническое серебро… Правда, процесс торгов иногда увлекал – в отличие от Турции и Египта, стартовая цена и цена покупки могли расходиться на порядок-полтора. Даже в магазинах «фикс прайс» вполне удавалось хотя бы 15% скинуть…
В индивидуальную собственную программу еще задолго до отъезда мы включили посещение Карфагена и Эль Жема, однако выяснение расстояний несколько скорректировало планы – местные турагенты таких экскурсий даже не предлагали, максимум – в Дуз, в Сахару на два дня, верблюды и ночевка в компании истинных берберов, но, поскольку пустыня нас не привлекала, было решено попробовать экзотику – автомобиль напрокат, тем более, что по острову наши коллеги по отдыху уже таким способом покатались. В том же самом Медуне отыскалось (именно отыскалось, так как «рент кар» было непонятно никому) несколько «локасьон де вольтюр»(?пардон за мой французский), где абсолютно не говорящие на родных дойче и инглише выходцы из соседнего Алжира моментально согласились выдать нам новенький Рено Клио Симбол за «симболические» 60 динаров в сутки (вспомнили скуттер?), при этом из водительского удостоверения (Спасибо, Родина, в нем французские слова!) были внесены в лист проката имя и фамилия – И ВСЕ! Подпись клиента, вручение ключей и документов, краткая инструкция где что как включать, сложное в понимании объяснение, что пара (или тройка?) часов опоздания обойдутся нам еще в десяток динаров – и в путь! Нам здесь верят на слово… Да и куда могут деть машину руссо туристо)))??? Бессмертное гагаринское «поехали!», и мы уже по дико искривленным (с чего бы? Равнина кругом…) местным шоссейкам добираемся до паромной переправы. Процесс перевозки осуществляется бойко и нерперывно – три парома принимают на борт по 12-15 машин (конкретно впритирочку, из машны не выйдешь), переправа занимает 15 минут, не считая небольшого стояния в очереди, и вот мы на континенте. Указатели на каждом перекрестке, точнее, кольце, поскольку в местах пересечения дорог организовано круговое движение, лишают возможности заблудиться, массовое соблюдение ПДД умиляет – 50 кмч в деревнях и поселках – не превышает никто, знак «Стоп» - на 100 км вокруг никого, однако единственная едущая впереди машина прилежно останавливается… Радикально нервируют аборигены на пикапах «Исузу», ползущие 60-70 кмч, дорога в основном имеет по одной полосе в каждую сторону, поток плотный, множество поворотов (в пустыне то???), и обгон превращается в изматывающую и рискованную затею. Позади Габес и Сфакс, карта-схема примерно соответствует реальности, и вот, наконец, долгожданный Эль Жем. 360 км от парома на Рено не показались мучением, мы бодренько отправляемся на осмотр амфитеатра, который якобы является вторым по величине после римского Колизея. Сооружение масштабное, весьма интересное, хотя аналогичный амфитеатр в Турции помнится более сохранившимся и вроде бы превосходящим этот по размерам… Округа заполнена кафешками, и вот тут-то говорят на очень многих языках, даже по-русски зазывют отведать колы и кофе. Не поддавшись, мы отправляемся в обратный путь, заскочив по дороге на местный плодово-выгодный рынок и прикупив сливы и персики по динару за кило. Обратная дорога неожиданно упрощается – обнаруживаем скоростную альтернативную трассу, удаленную от побережья на 8-10 км и не отмеченную в нашей карте-схеме. Экономия времени значительная, не приходится преодолевать многочисленные поселки с черепашьей скоростью и тормозить на постах жандармерии, каковые имеются чуть ли не в каждом населенном пункте. Правда, служивые на этих постах, едва завидев прокатную машину (синие номерные знаки) и двух европеоидов в ней, моментально дают отмашку, что останавливаться не надо, валите, мол, дальше. Обратный маршрут на остров проложен по второму варианту – старая римская дорога и поселок Аль Кантара уже на Джербе, опустившаяся ночь уменьшает количество автомобилей весьма радикально, и чуть позже полуночи мы торжественно подъезжаем к отелю. Позади 760 км однообразного оливко-пальмового пейзажа и весьма качественных, хотя и радикально извилистых тунисских дорог.
Утром следующего дня мы возвращаем машину улыбчивым чернокожим прокатчикам, долив предварительно в бак изначальное количество бензина. Ушло всего 40 литров, и вся поездка, таким образом, обошлась в 150 динаров, включая посещение амфитеатра по 7 динаров с каждого, фрукты и ужин в придорожной кафешке в одном из поселков.
Дальнейший отдых проходит в матрацно-ленивом состоянии, осматривать поблизости более нечего.
Некоторое разнообразие все же, конечно имело место быть – поиск лучших мест для купания, поскольку «наш» пляж хотя и очистили от водорослей, но какая-то муть в воде и мелкие камни на дне совсем не способствовали восторгам. Исследования привели к обнаружению отличного пляжа рядом с именно тем отелем, в который намеревались приехать руссо туристо изначально. Сам отель «Эль Мюради» так же был осмотрен, признан прелестным, а на ресепсьон получена информация об изобилии свободных мест – ау, Хелис-Тур, это уже называется не «форс-мажор» а «кидалово»!!!!
Найдена была и чудная лагуна, мелковатая для активного плавания, но весьма подходящая для загара с перетеканием из положения «лежа в воде» в положение «лежа на песке». Желающие покатались на верблюдах – кстати, они тут просто живут, такое впечатление, что к началу турсезона местные находчивые парни отлавливают пару десятков, седлают – и в прокат! Квадроциклы тоже предоставлялись всем желающим, наравне с багги и лошадьми – традиционная для курортов Средиземного и Красного морей экзотика. Заго – и обгорелые, усталые, но довольные, ребятишки, проведя на севере Африки 11 дней, засобирались домой. Принимающая сторона подала автобус неожиданно рановато - в 10.00, с учетом вылета в 13.30 и 25 минут езды до аэропорта, даже с заездом за собратьями в другой отель, но мы же люди дисциплинированные… В итоге час на регистрацию и границу, полтора часа сидения в зоне вылета и – догадались? Вылет задержан еще на 2 часа. Беспошлинные напитки пошли на «ура»…
В 11 вечера по Московскому времени наша спетая компания тепло распрощалась в аэропорту «Внуково», как раз чтобы опоздать на все маршрутки…
Выводы:
1. Хелис-Тур совершенно свинячая компания, им накакать на туристов, и выбор отеля вами совершенно никакой роли не играет, отправят куда им удобнее и выгоднее.
2. В целом Тунис приятная для отдыха страна, бедноватая и грязноватая, однообразная в пейзажах, уровень отелей примерно похож на Египет, но стремится к Турции, однако всеобщая доброжелательность и уровень сервиса с лихвой компенсируют все недостатки.
3. Остров Джерба – отдельная песня, не освоенная соотечественниками в период всеобщего «быкования», и , соответственно, не имеющая негатива к русским, это удваивает приятные впечатления от общения со всеми представителями прокатов, экскурсионных бюро и сувенирных лавок.
4. А по питанию – люди, за 10 дней нам приедались кухни и ультра–пятерок в Турции, про Египет и не говорю, тут же совершенно все вкусно и очень разнообразно, по-европейски с колоритом Магриба.
5. Погода – дело случайное, в данном случае нам не шибко повезло, от 20 тепла с ветром шквальным и штормом, до 25-27 со штилем и безоблачным небом. Колебания неожиданны, однако море около 21-22 теплых градусов «бодрило».
6. Многим интересно – СПА и талассотерапия. На Джербе их НЕТ!
Сергей, Тверь. Тунис с 1 по 11 мая 2008 года, ехавший в «Эль Мюради Мензель», а попавший (!) в «Кастиль»
Остров Джерба
Magic Life Djerba Mare Imperial
Остров Джерба
Остров Джерба
Остров Джерба
Остров Джерба